5 причин, почему нужно срочно рассчитать точку безубыточности
Что может заставить предпринимателя звонить мне в воскресенье? Конечно, паника. Бизнес если ещё не умер, то точно уже на последнем издыхании.
Как он это понял? Так уже несколько месяцев отчёт о прибылях и убытках показывает отрицательную цифру! Но паникой накрыло только сейчас.
Надо, говорит, срочно всё проанализировать и понять, что делать.

На диагностике (кстати, бесплатной, запись тут) разобрались, что цифры предприниматель до этого не изучал, но хотел бы научиться понимать для того, чтобы поднять бизнес. С чего начать?
С анализа того, что есть - сделать финансовый анализ и расчёт точки безубыточности.
Точка безубыточности — это минимальный уровень продаж, который необходим для покрытия всех расходов. В этой точке прибыли не будет, будет ноль.
Почему важно регулярно рассчитывать точку безубыточности?
  • Ориентир для принятия управленческих решения о продажах, построения плана продаж
    Очевидно, что продавать меньше уровня точки безубыточности крайне нежелательно, даже если есть сезонность, а значит, надо заранее продумать ассортимент и стратегию.
  • Ориентир для расчёта мотивационных выплат богам продаж
    По-хорошему, мотивация должна быть построена таким образом, чтобы стимулировать продажи выше точки безубыточности.
  • Адаптация к изменениям рынка
    Рынок постоянно меняется: цены на сырье, аренда, заработная плата — все это может колебаться. Регулярный расчёт позволяет оперативно реагировать на изменения, корректировать цены и бюджеты.
  • Оптимизация затрат
    Анализ данных при расчёте точки безубыточности поможет выявить статьи расходов, которые можно оптимизировать. Иногда перевод из постоянных затрат в переменные или наоборот существенно влияет на рентабельность (например, изменение системы мотивации).
  • Принятие инвестиционных решений
    При планировании инвестиций расчёт точки безубыточности позволяет оценить, насколько адекватны ожидания по срокам окупаемости и рентабельности проекта.
Как рассчитать точку безубыточности?

1) Делим все затраты на постоянные и переменные (бонусы от продаж - это переменные затраты)
2) Считаем Маржинальность как (Выручка - Переменные затраты) / Выручка
3) Точка безубыточности (в денежном выражении) = Постоянные затраты / Маржинальность
Триггеры для расчета
  • Ежеквартально (как минимум): для оперативного контроля над финансовыми показателями.
  • При изменении вводных: стоимости сырья, изменении маржинальности, изменении уровня постоянных расходов
  • Перед началом нового финансового года: для финансового планирования
Точка безубыточности — это чёткий ориентир для руководителя и мощный инструмент для принятия взвешенных управленческих решений. Нужно просто её знать.
Made on
Tilda