Любимая «морозилка»
для денег бизнеса
Где же бизнес любит замораживать деньги? Давайте поговорим о двух самых «любимых морозилках» для торгово-производственных компаний: дебиторка и склад.
Запасы
Часто бизнес забывает о том, сколько старья и неликвидов лежит на складе. Глаз замыливается и не видит аккуратно сложенные в углу сто лет назад товары. Но по факту, это ж деньги.
Метрика для быстрого отслеживания: Оборачиваемость запасов
Как ни странно, формул много, рассказываю ту, которую люблю я и которую понимают нефинансисты:
Оборачиваемость запасов в днях = запасы ( в деньгах на дату) / себестоимость проданных товаров за период * Дней в периоде
Например,
Из баланса или из отчёта об остатках на складах берём сумму запасов на конец месяца – 4 млн
Из отчёта о прибылях и убытках берём себестоимость проданных товаров за последний месяц – 2 млн
Считаем: Оборачиваемость запасов в днях = 4 млн / 2 млн * 30 дней = 60 дней.
Эта цифра говорит о том, что при таком темпе продаж запасов хватит на 60 дней.
Что с этой цифрой делать:
  • Сравнить с предыдущими периодами (как компания управляет запасами, лучше/хуже)
  • Сравнить с ожидаемым периодом доставки
    Например, товар можно привезти за 2 недели. Зачем тогда так много хранить? Возможно, лучше закупить товар два раза более мелкими партиями, чем заморозить большую партию надолго? Стремимся к Just-in-time (концепция из книги «Дао Тойота», хотя, говорят, придуманная экономистами Госплана еще в 1930-х)
  • Проанализировать также в разбивке на виды запасов или даже по номенклатуре (1С позволяет это делать)
  • Ставить задачи продавать / утилизировать то, что давно лежит, так как складские помещения можно использовать более эффективно.
Мой опыт:
«Выкручивая» отчёт об оборачиваемости из 1С, сортируем по убыванию количества дней, выделяем 5-10 первых позиций, которые и есть «задание» на реализацию для коммерческого отдела / задание на утилизацию складу.
Кстати, возвращаясь к системе Тойота, её отец-основатель Тайити Оно выделял 7 видов потерь, из которых 3 так или иначе относятся к запасам:
  • потери из-за перепроизводства (произвели лишнее, не можем продать)
  • потери из-за лишних запасов (закупили лишнего)
  • потери из-за выпуска дефектной продукции (которая тоже теперь лежит как запас)
И ещё один не самый очевидный эффект – улучшение коммуникаций и взаимодействия между подразделениями – финансовым, коммерческим, логистическим. Ведь совместный труд – он объединяет!
Дебиторка
Сколько ж времени было потрачено на споры с коммерческим!
Они без отсрочки не покупают! Да все на рынке так работают! По-другому не продать!
И ещё одна вечная тема – кто будет дебиторку собирать? Коммерсанты или финансисты?

Моё личное убеждение, что сделка с покупателем является завершённой, когда деньги собраны и документы подписаны, и это - ответственность коммерсантов.

Метрика для быстрого отслеживания: Оборачиваемость дебиторской задолженности (ДЗ)

Опять-таки, по мне, самая понятная метрика – в днях. Она говорит о том, сколько дней в среднем бизнес ожидает поступления денег от покупателей.
Оборачиваемость ДЗ в днях = Дебиторская задолженность на конец периода / Выручка (с НДС) за период * Кол-во дней в периоде
Что с этой цифрой делать:
  • Сравнить с предыдущими периодами (как компания управляет ДЗ, лучше/хуже)
  • Сравнить с договорами.
    Почему-то всегда кажется, что ДЗ собирается быстрее, чем есть на самом деле (проведите эксперимент, проверьте)
  • Проанализировать также в разбивке по клиентам / группам клиентов
  • Своевременно регулировать товарную политику компании в отношении должников
  • Брать в качестве одного из KPI для расчёта мотивации менеджеров по продажам
Почему нужно плотно следить за сбором ДЗ?

Оборотные средства. Сбор дебиторки – ключевой этап в цикле оборота денег компании. Если он не контролируем – бизнес остаётся без оборотных средств.

Цена дебиторки. Деньги стоят денег. Фраза удивительная, но правдивая. А вы даёте пользоваться вашими деньгами бесплатно (хорошо, если сами еще при этом не платите конский процент за использование заёмных средств)?

Профилактика дешевле лечения. Гораздо дешевле собрать текущую дебиторку с «живых» компаний вовремя, чем взыскивать просроченную у неплательщиков через юристов и суды.

Как следить?
  • Настройте отчёт в учётной системе, который красным подсвечивает, если покупатель "затягивает" оплату дольше, чем это прописано у него в договоре. Пусть отчёт об этом "кричит".
  • Всё настолько очевидно, что даже появляется вопрос, а почему у бизнеса так много денег застревает в дебиторке? В основном, ответ в размытой ответственности.
Денежный цикл
Страх каждого предпринимателя – а вдруг нам не на что будет закупать, а вдруг нечем будет платить зарплату – должен быть закрыт понятными метриками раз и навсегда.
Если у вас есть прибыль, но постоянно не хватает оборотки, то проблема, скорее всего, кроется именно в неэффективном управлении. Найти "узкое" место и есть наша с вами задача.
Когда дочитаете, вопроса «где деньги» больше не будет. Просто анализируйте эти цифры постоянно и да пребудет с вами ясность и понимание.
Так что добиваем этот вопрос, и для этого нам нужны ещё две компоненты.
Кредиторка
Кредиторская задолженность – это долги компании перед поставщиками, подрядчиками и тд.
Казалось бы, ну и пусть себе висят, пока не прижмет. Однако, это может привести к последствиям:
• Потеря скидок и бонусов
• Ухудшение отношений с поставщиками: Репутация – важный актив, помним.
• Более жесткие условия отгрузок и оплаты.
Метрика для контроля: Оборачиваемость кредиторской задолженности (КЗ) – средняя время отсрочки оплат
И теперь точно самая последняя метрика - для производственных компаний. Оборачиваемость производства: сколько дней длится процесс производства продукции.
Отражает скорость производства и подготовки к продаже. Чем меньше этот цикл, тем быстрее компания может отгружать продукцию и тем, скорее всего, меньше себестоимость.

Цикл оборотного капитала – период времени, в течении которого деньги изъяты из оборота.
Цель – стремимся к отрицательному значению.
Простыми словами, цикл оборотного капитала (он же денежный, финансовый) в днях считается так:
Время, в течении которого сырье ждёт переработки (товары ждут продажи) + время на производство и отгрузку + время на получение денег от клиентов - отсрочки на оплату поставщикам.
Почему это важно?
  • Понимая, где "застревают" деньги в компании, можно оптимизировать процессы и высвободить средства для развития бизнеса
  • Если вы будете следить за этими показателями, эффективность бизнеса будет расти
Искренне рекомендую делать при каждой диагностике бизнеса, финанализе, подготовке к стратегической сессии.
Made on
Tilda